ИЛЛЮЗИЯ СТРАДАНИЯ

Все мы подвержены разного рода эмоциям: обиде, страху, ревности, грусти, радости, ликованию, блаженству и так далее. Некоторые из них недолги, некоторые длятся годами, но и те, и другие совсем не безобидны для здоровья, как многие полагают. На Востоке эмоциям придают огромное значение, считается, что слишком сильные, острые переживания могут погубить человека в короткое время, мы же со свойственной нам бесшабашностью только шутим по этому поводу. Вот вам один из примеров.

Старик, женившись на молодой, стал подозревать ее в неверности. Как-то раз, сказав, что уезжает на два дня в командировку, он вернулся поздно ночью домой, тихо отпер дверь и на цыпочках вошел в спальню. Его молодая жена мирно спала на кровати одна, он заглянул на кухню, проверил все шкафы, кладовку, вышел на балкон — нигде никого. Вернулся в гостиную, сел в кресло, и такая радость пронзила его сердце, что оно не выдержало и остановилось… У входа в рай он встретил одного молодого мужчину, и пока они ждали своей очереди предстать перед Всевышним, он рассказал ему свою историю, а затем спросил: «А как же ты, такой молодой, попал сюда?» Красавец ответил: «Если бы ты тогда заглянул в холодильник, мы бы оба были живы!»

Целью же этой статьи будет рассмотреть такую человеческую эмоцию, как страдание, и доказать, что страдать не только не выгодно, но и вредно.

 

ТЕОРИЯ

 

Первая эмоция, которую испытывает человек сразу после рождения, это горе и связанное с ним страдание из-за трудностей самого процесса рождения, а также адаптации к новой среде обитания. Страдание может вызываться как физическими явлениями, например, боль, болезнь и т.п., так и психическими переживаниями. Здесь я буду говорить только о психическом страдании и рассмотрю побочные явления этого поведения.

Почему возникает иллюзия страдания? Иллюзия — это ошибочное восприятие реально существующего объекта. И я говорю о том страдании, которое вызвано ошибками мышления, то есть заблуждениями, а точнее, человеческой глупостью. И глупость именно заключена в том, что мы воспринимаем события или реального человека через призму своих проекций, ожиданий или представлений о нем и о том, как он должен себя вести и вообще каким он должен быть.

Таким образом, иллюзия страдания — это следствие страха или ошибок в мышлении.

В России позиция страдальца выгодна особенно, здесь издревле привечают сирых и убогих.

«Страданием своим русский народ как бы наслаждается».

Федор Михайлович Достоевский

Хотя на том же Диком Западе вам скажут: сначала приведите свои мозги в порядок, а потом приходите и общайтесь!

«Страдай, страдай — получишь корону поярче».

Финские пословицы и поговорки

То есть страдание здесь имеет романтический флер для страдальца. Но в страдании нет благородства! Такой человек — как «оголенный нерв», и от этого «нерва» все разбегаются, руководствуясь инстинктом самосохранения: «Не подходи, убьет». Однако страдалец продолжает считать, что он проявляет благородство, которое подобно палке бьет по окружению. Палка эта имеет два конца, вторым она бьет по самому страдальцу, и он в итоге остается один.

«Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана».

Фридрих Ницше

И тогда страдание становится инструментом нападения, целью которого является вызвать чувство вины в других. «Я бедный, я несчастный, я тут страдаю, а вы все такие жестокие, не обращаете внимания на меня». Какое чувство возникает у другого человека? Конечно же вина.

«Людям внушают, что их первая забота — облегчить страдания ближних. Но страдание — болезнь. Видя боль, люди стараются облегчить ее. Но провозглашая страдание высшим критерием добра, превращают его в важнейшее дело жизни. И вот уже люди хотят видеть страдания других, чтоб самим быть добродетельными».

Айн Рэнд

Страдание может вызываться и таким чувством, как зависть. Зависть не к кому-то, а к себе самому, которого нет. Я вот такой, а хочу быть другим, хочу стать идеальным. Осознание этой пропасти между собой реальным и собой идеальным приводит к внутреннему психическому конфликту из-за недостижимости результата.

А вообще страдание — это пассивная манипуляция другими и собой. Подпитывается она, как ни странно, тем, что это приятно самому страдающему. Бальзак сравнивал страдание с вином. Страдалец упивается этим состоянием. Что доставляет удовольствие? Жалость к себе. В детстве потребности по первому капризу сразу удовлетворялись родителями. Ребенок к этому привык. Сложившаяся привычка из детства сохранилась как «полезная». Поэтому это же поведение им разыгрывается и во взрослом возрасте, он ошибочно полагает, что это выгодно. Страдалец этой манипуляцией достигает удовлетворения той или иной потребности, получая внимание, жалость, любовь, понимание и т.д.

Однако это игра в одни ворота. Рано или поздно она надоедает окружающим. И тогда страдалец становится обвинителем, затем его обвинение переходит в месть.

«Неправда, что страдания облагораживают характер, иногда это удается, к счастью, но страдания в большинстве случаев делают человека мелочным и мстительным».

Уильям Сомерсет Моэм

«Если мне плохо, надо теперь и другому сделать плохо». Несомненно, месть не тот инструмент, чтобы вернуть человека, и более того, она начинает разъедать изнутри самого страдальца. Месть — это всегда слабость. А слабый человек для другого — обуза.

Страдание делает нас слабыми.

Если вы хотите, чтобы вас уважали и любили, а этого в глубине души хотят все, то мстить, завидовать, обвинять невыгодно вам же!

Представьте, рядом с вами живет человек, который только и делает, что жалуется: «Меня не понимают, меня не любят, я боюсь остаться один». За всеми этими фразами кроется страх. Человек «засел» в этом и постепенно впал в депрессию. Поэтому еще один побочный эффект от страдания — депрессия! Вначале мы упиваемся своим страданием, зато потом тонем в нем. Поэтому давайте будем заканчивать со страданием.

«В большинстве своем люди более склонны страдать, чем бороться, дабы устранить причину страданий».

Томас Джефферсон

Однако за вашу жизнь никто другой отвечать не будет! Что же делать?

 

ПРАКТИКА

 

Первый основной вопрос, который нужно себе задать: «Зачем я страдаю?» Все страдальцы будут объяснять, почему они страдают. Например, девушку бросил парень. Зададим ей вопрос: «Зачем ты страдаешь? То есть какой прок тебе от твоего страдания?» Обязательно нужно получить ответ.

Какими могут быть ответы:

• жалость к самой себе и связанное с этим ожидание, что кто-то большой и сильный придет, пожалеет, или

• вызвать в другом чувство вины и через это добиться желаемого.

А так как разговаривать с другим человеком без манипуляций, требований, претензий надо учиться, то проще его обвинить, разыгрывая при этом страдание и вызывая в нем чувство вины, чтобы получить любовь, заботу и т.д. Вот только отношения, построенные на чувстве вины, обвинениях, манипуляциях, заканчиваются ссорами, расставанием или разводами.

Страдалец чувствует себя маленьким, а маленький человек не уверен в себе, то есть человек, который сбрасывает ответственность за свои мысли, чувства, действия, — не хозяин их. Поэтому такие люди и будут молиться кому-то большому. Это чисто потребительское отношение, чтобы кто-то пришел, обнял, пожалел и все сделал за меня.

Что еще хуже, при этом сам человек не развивается и своих желаний не осуществляет.

«Но никто не родился для того, чтобы осуществлять чужие желания».

Фредерик Перлз,

психотерапевт, основоположник гештальт-терапии

Итак, запрет на жалость! Не жалейте себя и не давайте жалеть себя другим! Проработайте следующие пять этапов психокоррекции:

1. Спросить себя, ЗАЧЕМ Я СТРАДАЮ, и постараться честно ответить на этот вопрос.

2. Осознать жалость к самому себе и сказать: «Я НЕ БУДУ СЕБЯ ЖАЛЕТЬ».

3. Понять, что за страданием стоит либо СТРАХ, либо ОШИБКА СУЖДЕНИЯ, либо БОЛЬ, и что ни первое, ни второе, ни третье не делает вас сильными. А после честного ответа на первый вопрос это становится особенно понятным.

4. Спросить себя: «Что здесь и сейчас я МОГУ ДЛЯ СЕБЯ сделать?»

5. Самоподкрепление — похвалить себя за ДЕЙСТВИЯ и за ОСТАНОВКУ ЖАЛОСТИ.

«Однажды, вдоволь настрадавшись, вы поймете! Страдания не живут ни в фактах, ни в событиях, ни в ощущениях! Они живут лишь в памяти, в интерпретации прошлых событий. В чувствах, которые есть продукт смешения мыслей и ощущений. И все это уже безжизненное потухшее прошлое, которое так глупо пытаться еще раз прожить или изменить. Хотя его можно бесконечно переживать и переживать».

Нга-Мо

 

Сергей ТИМОФЕЕВ,

врач-психотерапевт.

Часы Anne Kelen - воплощение изысканности и женственности
ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО БОРЬБЫ С АЛКОГОЛИЗМОМ ALKONON